Личность 20.09.2016

Андрей Демченко: «После пятидесяти все слёзы – светлые…»

Шрифт

Андрей ДемченкоЖурналист-международник, исполнитель классических романсов и характерных ролей в кино, писатель, сценарист и художник… Насколько многогранен талант этого удивительного человека, настолько же интересна и его творческая судьба - особенно потому, что по-настоящему успешным и знаменитым Андрей Демченко стал, когда ему перевалило за пятьдесят! Об этом и беседа Андрея Демченко с "50 ПЛЮС"

-  Многие боятся становиться старше, особенно переступать 50-летний порог. Андрей Николаевич, как вы думаете, почему?
- Причин много… Все боятся, что нагрянут болезни. Кто работает - боятся, что с работы начнут выживать, чтобы уступили место молодым. Кто потерял работу - боятся, что никуда не возьмут  из-за возраста. Боятся потерять статус «боевой единицы» в любви и сексе, перестать нравиться… Боятся никогда больше не окунуться во флирт и тем более в серьёзный роман. Ну, и, конечно, не оставляет ощущение, что жить на свете остаётся всё меньше. Видите, сколько фобий… Да и то - я назвал самые заметные.  
- Депрессия в связи с кризисом среднего возраста - можно ли её избежать, и всем ли она грозит?
- Депрессия - не вирус, она к нам не снаружи приходит, она внутри рождается. И рождаем её мы сами - своим настроением, своим восприятием окружающего мира. Депрессия среднего возраста - на мой взгляд, не самая серьёзная… В среднем возрасте всё не так плохо, оснований для грусти и печали, в общем, немного. Да, молодость прошла, но в зрелом возрасте есть свои преимущества.  Гораздо серьёзнее - депрессия пожилого возраста, причина которой я назвал выше.  
- Но ведь всё равно надо жить дальше… Что бы вы посоветовали? Надо ли вообще как-то «заостряться» на отметке в паспорте, начинать «соответствовать»? Или относиться к ней именно как к отметке? И всем ли это по силам?
- На отметке в паспорте циклиться, разумеется, нельзя. Есть биологический возраст, который зачастую сильно отличается от фактического, документального. Есть люди, которые в шестьдесят  выглядят на сорок пять, и есть - наоборот. Конечно, многое зависит от здоровья, у кого-то лучше, у кого-то хуже, но главное - не в этом.
- В чём же?
- В отношении к жизни. Я знаю женщин, которые в шестьдесят (а то и в пятьдесят) надевают платочки или шапочки фасона семидесятых прошлого века, перестают краситься, забывают о джинсах и кроссовках, напяливают какие-то немыслимые балахоны и превращаются в глубоких старух. Их привлекательность как женщин утеряна безвозвратно. На мужчин они перестают смотреть вообще… Но я знаю женщин, одной 63 года, другой 68, а третьей аж 72, которые следят за собой и одеваются так, что мужики на них засматриваются! Эти женщины и ведут себя так, словно не замечают своего возраста. Они продолжают вовсю кокетничать с мужчинами - в итоге у одной из них муж моложе на 10 лет, а у двух других молодые любовники. Молодящиеся старухи, скажет кто-то. Нет! Наоборот. Нестареющие молодухи! К чему я это? К тому, что нельзя ставить на себе крест как на секс-объекте. Нельзя ни в 60, ни даже в 70. Нельзя давать себе установку, что бабий (мужской) век кончился. Он кончается не в реальной жизни, а в головах у людей! Никогда не забуду, как мой друг,  великолепный художник, когда ему было 76 лет, сказал мне: «Андрюша, я влюбился!» Между прочим, в эти годы в светском обществе он появлялся в шикарном костюме и бабочке. Смешно? Мне - нет. Мне смешны мужчины, которые в 50-55 лет надевают мешковатые брюки, какие-то убогие кепочки и серые жилетки с десятками карманов, и ходят, не то как охотники, не то как рыбаки. И на молодых девиц не смотрят. Демонстративно, вызывающе, нарочито не смотрят! Эти люди потеряли веру в себя как в мужчин, и у них действительно нет шансов влюбиться или стать объектами любви. Друзья! Не поддавайтесь заблуждению, гласящему, что после пятидесяти мужчины с женщинами должны говорить только о детях, внуках и болезнях. Выкиньте на помойку глупые стереотипы! Рано сдаваться, впереди ещё может случиться что-то очень хорошее и светлое. И новая любовь, конечно же.   
- Хорошо сказано! Хочется, чтобы побольше людей среднего и пожилого возраста услышали этот призыв… Следующий вопрос: считается, что раньше продолжительность жизни была больше, в деревнях доживали до ста лет. Как вы думаете, это действительно было связано с деревенским образом жизни, здоровой пищей или голоданием, физическим трудом, то есть движением?
- Думаю, да. Пища была, конечно, здоровая. Про ГМО вообще не знали.  Воздух свежий, не отравленный выхлопами машин. А ещё важно, что людям в деревнях болеть некогда было. Надо было работать. И не читали они целыми днями журнал «Здоровье» и всякие медицинские справочники, как городские жители, и не искали у себя симптомы самых различных заболеваний. Ведь это - гиблое дело! А сейчас вообще беда. Интернет! Набрал в поисковике «колет в боку» - и тут же сто медицинских центров объяснили тебе, что надо срочно бежать на приём к их специалистам, пока не умер. Испугался, побежал, прошёл кучу обследований… Нашли что-нибудь, это само собой, абсолютно здоровых сейчас нет, - и всё. Глядишь - записался человек в инвалиды, глотает кучи таблеток, целыми днями меряет давление… Что от такого человека ждать, кроме постоянных жалоб на своё гаснущее здоровье?  
- Но почему же люди  действительно стали жить дольше? И у нас в России, кстати, тоже. У нас же медицина вроде как отстаёт от европейской…
- Готов объяснить. Я заметил, что в девяностые сначала исчезли из транспорта, из дворов и с улиц старики, а потом и старух на лавочках у домов почти не стало. А в Советском Союзе ведь были старики, а уж старух-то - просто море во дворах было! А сейчас - вы и сами наверняка наблюдаете - и старухи появились снова, и даже старики. Что же это за феномен такой был -  девяностые? Что в них было такого, губительного для старых людей? Ответ однозначен: потеря жизненных идеалов и ориентиров, утрата старой системы ценностей и отсутствие новой. Людям сказали, что жизнь их прошла зря, что они построили гнилое и бесперспективное государство. Их Родину, СССР,  стёрли с лица земли. Была огромная опасность, что исчезнет с карты мира и Россия. Люди потеряли почву под ногами, они просто не понимали, зачем дальше жить. А с таким настроением дорога одна - на кладбище. Сегодня же старики настолько воодушевлены возрождением России, ростом патриотических настроений у их детей и внуков, что им просто-напросто захотелось жить. Видите, какую роль в продолжительности жизни играют настроение человека, его мироощущение! Моё личное мнение - это на первом месте, а медицина - на втором. Все болезни от нервов, часто слышали мы. Фраза стала такой избитой, что её совершенно перестали воспринимать всерьёз. А зря. Состояние нервной системы человека - действительно серьёзнейший фактор, очень во многом определяющий состояние его здоровья.   
- Пик вашего успеха и славы пришёлся как раз на возраст «за пятьдесят». Вы стали известным певцом, начали сниматься в кино… Теперь вас узнают на улице и любят, как родного. И всё это, повторяю, начало происходить в зрелом, почти пожилом возрасте. Какой-то феномен! Если можно, расскажите, как это вы вдруг не просто попали на сцену и в кино, но и стали востребованы как артист?
- Хороший вопрос. Я как раз хотел бы на своём примере показать, что 50 - совсем не  рубеж, после которого надо непременно опустить руки и расписаться в том, что жизнь не удалась. И думать: всё, мол, поздно! Никем уже не стану. Вот я, например, именно после пятидесяти стал киноактёром и певцом. Причём в кадр впервые вошёл в 54 года, а первый сольный концерт дал в 59. С кино получилось так: мне предложили сыграть в сериале начальника разведшколы абвера. Предложили благодаря моему немецкому, который у меня на профессиональном уровне. Заканчивал-то я международное отделение журфака МГУ, а там учили не хуже, чем в Институте иностранных языков. Да и работал с немецким после вуза очень много. Сыграл я этого немца - и пришёл в восторг,  до того мне понравилось  новое дело. Стал, как говорится, рыть землю, поднимать старые связи… Попал на один кастинг, на другой, получил ещё роль - и пошло-поехало. Актёрскому мастерству учился прямо на площадке, у своих партнёров. Повезло - 15 съёмочных дней провёл бок о бок с великим Алексеем Петренко, играл его напарника в сериале «Петрович». Впитывал как губка всё, что видел в работе этого маэстро… Сейчас снимаюсь в семнадцатой по счёту роли, и меня на кастингах уже не спрашивают, профессиональный я актёр или нет.
А как на сцену попал - тут просто комичная история. Шёл мимо театра Надежды Кадышевой «Золотое кольцо», зашёл, поговорил с администрацией, они прямо при мне нашли в интернете ролики с моими песнями, сказали, что уровень профессиональный, и мы договорились о концерте. Назначили на День Святого Валентина. Зал там на 500 мест,  процентов на 80 он оказался заполнен, слава Богу. Встречали замечательно, со сцены не отпускали. Сейчас вот - уже второй раз выступил на Пушкинской площади на Дне Города, есть номера в сборных концертах, а 19 октября состоится мой юбилейный творческий вечер в Центральном доме учёных, что на Пречистенке. На который я, пользуясь случаем, приглашаю любителей русского романса и авторской песни!
- Непременно придём! Но вопрос остался… С кино понятно, всё вышло благодаря знанию немецкого языка, а со сценой-то как? Просто вот так, вдруг, взяли да запели? Я видела запись концерта в «Золотом кольце» - романсы вы пели оперным голосом. Баритоном, если я не ошибаюсь?
- Не ошибаетесь, у меня баритон. Конечно, голос у меня не прорезался в 59 лет… Пел я всю жизнь. Учился академическому вокалу три года у педагога, в армии был солистом ансамбля песни и пляски… А потом плотно занялся журналистикой и вокал оставил только для дома, для семьи… И для дружеских компаний. Иногда выступал на концертах - но просто по случаю. Профессионально занялся концертной деятельностью вот - только в этом году.
Так что, повторяю - не спешите ставить на себе крест. Никто не знает, что ждёт вас в жизни, какие новые горизонты откроются для вас за границей пятидесяти, а то и шестидесяти лет. Конечно, вы не станете чемпионом мира по бегу на короткие дистанции или известной балериной. Но там, где не требуются молодость и выдающиеся физические данные, - вы можете добиться многого. Пожалуйста - попробуйте взяться за роман или повесть! Вдруг у вас откроется талант беллетриста. Или  попробуйте писать пейзажи маслом. И не говорите, что у вас не получится. Вы не знаете этого, ведь вы же не пробовали!
- Ваши пейзажи я видела… Настоящий импрессионизм, очень красиво и позитивно.  Вы, кстати, свой первый пейзаж маслом написали в каком возрасте?
- Как раз в 50. Говорю же: пробуйте! Я уж молчу, что я после пятидесяти четыре новых романа и четыре киносценария написал…       
- Андрей Николаевич, а вообще, есть ли какие-то плюсы у зрелого возраста? Есть ли какой-то «утешительный приз» для человечества, которое не может противостоять времени?
- Главные плюсы зрелого возраста - это пришедший с годами опыт, а также умение обобщать и анализировать происходящее. В зрелом возрасте, как правило, не тратят время на пустяки. Правильно оценивают суть вещей. Не спешат с выводами, не бросаются друзьями, как в молодости - спонтанно, из-за нескольких не понравившихся суждений или даже только слов. Берегут отношения с противоположным полом, понимая, что новые романы завести будет не так легко, как в юности. Начинают нежнее и бережнее относиться к детям… И к животным, надо отметить. Чувствуют не так ярко, как в молодости, зато тоньше. Чаще плачут, смотря фильм, слушая песню… Как гласит древняя арабская мудрость, «слезлив тот, у кого душа переполнилась». После пятидесяти все слёзы - светлые, они очищают ваши души.  
- Говорят, что дети и внуки обеспечивают наше бессмертие. Почему же тогда второй, не говоря уже о третьем и далее ребёнке, становится редкостью, особенно в городах? Человечество зашло в тупик и не хочет своего продолжения?
- Ну, человечеству в целом - вымирание по причине бездетности не грозит точно. Обратите свой взгляд на Восток. У мусульман в семьях  одного ребёнка не бывает, их минимум двое-трое. А Китай, а Индия? Что вы! Планета уже перенаселена. Работает великий закон, гласящий, что если в одном месте убавилось, в другом точно прибавится. Если бы ещё и у нас, и в Европе, и в Америке люди начали размножаться так же, как на Востоке, - что случилось бы с планетой через 50 лет?
- Печально как-то… Относительно России, по крайней мере.
- С Россией всё будет хорошо. Не из таких передряг выходили. Возьмём не числом, а умением!   
- Говорят, что по отношению к старшим  судят об обществе. Хотите ли вы в связи с этим сказать что-то о нашем обществе?
- Очень хочу. Как-то ехал на такси, за рулём был азербайджанец. Долго стояли в пробке, завязался довольно откровенный разговор. И я его спросил: скажи, мол, мне откровенно: что вам в нас, русских, не нравится? Он сказал сразу, без паузы: «Нам не нравится, как вы к своим старикам относитесь. Уважения совсем нет! Мы с земляками из Гянжи сидели во дворе, бабушка из окошка кричит внуку: «Серёженька, иди обедать!» - а он в ответ: «Да отстань ты от меня!» Мы еле сдержались, чтобы морду этому Серёженьке не набить». Вот такой разговор. И нечего мне было ответить этому азербайджанцу, потому что он, к великому моему сожалению, был прав. Я не знаю, как по России, в глубинке, но у молодых москвичей уважения к старикам действительно или очень мало, или вовсе нет. Я сам вижу, как дети зачастую разговаривают с родителями, а особенно с бабушками и дедушками, и мне, хотя я не сторонник физической расправы, хочется взять в руки ремень. Наше неуважение к пожилым так велико и очевидно, что им заражаются приезжие - из Азии и с Кавказа, то есть мест, где уважение к старикам находится на должном уровне.
Армяне, грузины, таджики и узбеки признавались мне, что, только приехав в Москву, всегда уступали старикам место в метро, а теперь, взяв пример с молодых москвичей, перестали уступать. Не уважать старика - себя не уважать. Пора бы каждому ребёнку, каждому юноше и каждой девушке усвоить эту истину. И надо бы понять, что каждый из нас однажды станет старым, и каждому будет трудно стоять в вагоне метро. Так сделайте доброе дело, молодые! В лице старика или старухи - уступите себе самим. Тем, которыми станете через несколько десятков лет…   
- А теперь несколько жизненных вопросов. Что такое, на ваш взгляд, счастье?
- Счастье - это когда несчастья нет. Потому что только когда к тебе приходит настоящее несчастье, ты понимаешь, как счастливо жил и как глупо скулил по каждому пустяшному поводу.
- Любви все возрасты покорны? И какая она, любовь после пятидесяти?
- На эту тему у меня есть смешное четверостишие: «Уже не так волнует порно… Стриптиз во всей его красе… Любви все возрасты покорны, но сексу - далеко не все». А если серьёзно… Пушкин ведь не просто образ такой использовал, он в точку попал, сказал истину.  Любовь после пятидесяти - точно такая же, как и в двенадцать, и в двадцать, и в тридцать лет. Другой вопрос - что подходы разные, с возрастом они меняются. В двадцать пять бросаешься в роман, как в омут, с головой, не думая о последствиях… А в пятьдесят о последствиях так часто и много задумываешься, что и сам роман-то начинать уже не хочется. Мне скажут: а как же половое влечение, оно ведь с возрастом слабеет? Согласно статистике - наверное, да, но я знаю сорокалетних с просто никаким половым влечением, и шестидесятилетних, которым ни жён, ни любовниц не хватает, им ещё и случайные связи нужны. Но мы не будем здесь пропагандировать такие связи, они действительно опасны…  
- В каком порядке по значимости вы бы расставили такие понятия, как деньги, здоровье, любовь, слава, карьера… И как этот порядок выглядел в вашей юности?
- Сейчас этот список выглядит так: здоровье, любовь, слава, деньги, карьера. В юности, помнится, было иначе: любовь, слава, карьера, деньги, здоровье.
- Что вас сейчас больше всего беспокоит и к чему вы с годами стали абсолютно равнодушны?
- Если в глобале - беспокоит меня напряжённость в отношениях между народами, беспокоит возня, которая происходит вокруг России. Не дай Бог - третья мировая. Выжить не получится ни у кого, даже у самых богатых людей планеты. Я понимаю, у них уже готовы максимально комфортабельные бункеры, но если вся планета будет мертва, эти бункеры не спасут. А улететь-то с шарика некуда… Но будем оптимистами, станем надеяться на лучшее. Что разум всё-таки восторжествует над дурью и эмоциями, что не развяжут войну. А равнодушие у меня не появилось, нет. Всё, чем горячо восторгался и чего гневно терпеть не мог - так же и осталось. Тут, видно, возраст ни при чём.

Беседовала Елена СЕРЕБРЯКОВА