ВЫПУСК №8, АПРЕЛЬ 2014

Офицеры запаса на гражданке

Офицерский корпус России всегда был надёжным гарантом целостности государства, его нравственным и кадровым резервом. Офицеры и после увольнения в запас способны честно служить Родине «на гражданке». Опыт службы «в запасе» известен в России ещё с дореволюционной поры. Конечно, далеко не каждый офицер в наше время является «потомком таможенника Верещагина», который мзды не брал, а за Державу был в обиде и в ответе. Однако российские государи исповедовали принцип: на наиболее ответственные государственные должности следует выдвигать людей из служивого сословия.


Уволенные со службы офицеры — трудоспособные люди, обладающие хорошей профессиональной подготовкой. Им присущи ответственность и добросовестность, сознание долга, способность переносить физические и психические нагрузки. Они умеют быстро мобилизоваться в экстренных ситуациях, переходить на оперативное управление. Они получили опыт эксплуатации современной техники, организации и взаимодействия сложных систем. Абсолютное большинство из них нуждается в активной деятельности, они способны принести пользу стране и обществу. Переоценить потенциал этого кадрового резерва невозможно. Но только десятая часть уволенных в запас офицеров работают по профильным специальностям, а на должностях, соответствующих уровню их образования, трудятся чуть более трети из них.

У подавляющего большинства офицеров запаса нет желания быть менеджерами — ведь по большей части это обычный продавец услуг. Многие из них готовы и имеют достаточный запас знаний, умений и навыков для продолжения карьеры «на гражданке».

Наиболее независимыми при увольнении становятся военные врачи, юристы, которые без труда находят своё место на рынке труда. Либо строители, инженеры. Но в целом почти 70 процентов офицеров запаса испытывают трудности с подбором гражданской профессии, более года остаются без работы и, не найдя достойного применения своим способностям, идут в грузчики, дворники, охранники. Некоторые, не сумев найти работу, попросту спиваются. Всё это способствует формированию у офицеров комплекса страха перед гражданкой, порождает состояние обречённости в ожидании предстоящего увольнения в запас. А у руководителей гражданских структур возникают негативные представления о профессиональных возможностях бывших офицеров.

Между тем привлечение российского офицерства в качестве «кадрового резерва» государства может стать очень перспективным. Во многих странах назначение бывшего командира на государственный пост или на солидную должность в бизнесе является, скорее, правилом, нежели исключением. Так происходит в Великобритании, Норвегии, США. Там подготовка офицера к гражданской жизни начинается задолго до его ухода в запас. И оплачивает её госбюджет.

При выборе гражданской специальности офицеры выстраивают свои предпочтения исходя из возможностей последующего трудоустройства, и этот процесс имеет случайный характер. В основном отставники ищут работу по принципу «старых связей», общаясь с бывшими сослуживцами. Есть в этом и плюсы. Но дело в том, что многие, окончив службу, переезжают на новое место жительства и начинают гражданскую жизнь «с чистого листа». Парадоксально, но факт: мужчины в самом расцвете сил (45–50 лет), которые, казалось бы, обязаны успешно реализовать себя на рынке труда, остаются невостребованными. А ведь это люди с опытом работы на руководящих постах, готовые управленцы, имеющие зачастую несколько высших образований. Самое сложное для офицера — утрата социального статуса, который был на воинской службе. Важен морально-нравственный, а не материальный аспект, так как сегодня офицеров можно отнести к категории среднего класса. Человек, достойно служивший Родине, сталкивается с тем, что никому не нужен. Он нередко попадает под начало людей гораздо младше его по возрасту и слабее по уровню общего развития.

Ещё один фактор неустроенности бывших офицеров — их нежелание перестраиваться под новые требования, недостаточная подготовка к «гражданке». Смена профессии для зрелого человека — болезненный процесс. Переход от военной жизни к гражданской предполагает преодоление психологических барьеров. И «свежим» офицерам запаса необходима помощь в профессиональном самоопределении, трудоустройстве. При этом первым этапом должна стать серьёзная профориентация, чтобы человек искал работу целенаправленно.

Наряду со сказанным, увы, есть ещё один вариант «приложения» умений офицеров запаса. Не секрет, что не устроенных «на гражданке» бывших военных, особенно прошедших «горячие точки», охотно вербовали в свои ряды бандитские группировки, позднее — ЧОПы, а сегодня их навыки могут быть востребованы частными военными компаниями. Ведь за нашими самолётами в небе над Южной Осетией в 2008 году охотились наёмные специалисты из бывших военнослужащих Украины.

Уволенные офицеры, не желающие мириться с ролью ненужных государству граждан, продолжают искать применение своим силам, опираясь на личные связи, затрачивая колоссальную энергию, нервы. И назрела необходимость системного подхода к решению проблемы, учитывающего привлечение административных ресурсов и тесное взаимодействие с общественностью. Только совместные действия органов власти и общественных организаций помогут преодолеть сложности адаптации офицеров запаса к гражданской жизни.

Люди, посвятившие лучшие годы военной службе, сознательно принявшие на себя ряд ограничений в общегражданских правах (выбор места жительства, свобода передвижения, гарантия личной безопасности и т.д.), получают после увольнения в запас более слабые стартовые условия для налаживания гражданской жизни, чем не служившие в армии. Этот фактор учтён Минобороны, что обеспечивает социальную защиту уволенных в запас, организует работу по их соцадаптации.

Сегодня в 42 субъектах РФ действуют такие центры. Понимая важность и злободневность проблемы, местные власти находят и здания, и деньги. Аналогичный Центр более 10 лет функционирует в Москве. Однако, согласно приказу комитета общественных связей Москвы, его предписано реорганизовать, создав сектор в Доме общественных организаций со штатом… всего 6–7 сотрудников. А ведь на 1 сентября 2013 года на учёте в Военном комиссариате Москвы состояло свыше 358 тыс. офицеров запаса.

Между тем, использование военных кадров «на гражданке» достойно отдельной государственной программы. Госслужба страдает от нехватки квалифицированных специалистов. И почему бы не использовать офицерский потенциал? Конечно, для этого необходима переподготовка людей под конкретные должности и задачи. Возможно, в тех органах власти, где они будут трудиться. А сейчас процесс трудоустройства отставных военных оставляет желать лучшего.

Конечно, есть и положительный опыт. Например, администрация губернатора Астраханской области всерьёз занимается социальной адаптацией увольняемых офицеров. Отставников привлекают к службе на конкурсной основе, что заметно снижает уровень социальной напряжённости в армейской среде. Офицеры запаса востребованы на государственной службе, ярким примером чего служит назначение К. Шантимирова руководителем администрации губернатора. Военнослужащим запаса оказывают содействие при открытии собственного дела, что является практическим примером поддержки малого бизнеса.
Но в целом, увы, приходится говорить о низкой эффективности переподготовки военнослужащих и её нулевой значимости для работодателя.

Во-первых, круг специальностей для переучивания ограничен. Как правило, в центрах обучают менеджменту, юриспруденции, финансам и кредиту, реже — иностранным языкам. А, например, такую дисциплину, как «Государственное и муниципальное управление», изучают редко. Во-вторых, низкий методический уровень преподавания и непродолжительность обучения позволяют получить лишь начальные знания. Порой создаётся впечатление, что цель курсов — обеспечить «рабочие места» для административного и преподавательского состава, отчитаться о числе прошедших переподготовку. Ведь даже стажировка на предприятиях или в организациях формализована, полностью возлагается на самого военнослужащего. В-третьих, в центрах нет ярмарок вакансий, не налажено взаимодействие со службой занятости, а вопрос трудоустройства после окончания курсов носит чисто декларативный характер. В итоге непродуманность программы переучивания и её сжатые сроки не дают возможности получить существенные знания и применить их на практике. Налицо неэффективное освоение средств.

Кроме того, далеко не всегда информация о центрах переподготовки и программах обучения становится широко известной. А сертификаты на обучение в гражданских вузах, предусмотренные приказом МО РФ, выдаются ограниченному кругу лиц. Но ведь ещё в 2009 году был создан электронный банк данных о вакансиях на государственной службе. Специально для молодых специалистов в то время был разработан проект «О подготовке кадров для федеральной государственной гражданской службы по договорам на обучение». Почему бы не распространить этот опыт на готовящихся к увольнению офицеров? Их подготовка обошлась бы государству гораздо дешевле.

«Первую скрипку» в этом процессе должно играть Министерство обороны РФ — как структура, вырастившая и имеющая возможность оценить способности своих бывших сотрудников. При этом необходимо опираться на многочисленные общественные организации офицеров запаса. Но в то же время опыт показывает: необходимо создание Общероссийской общественной организации, задачей которой целенаправленно станет трудоустройство бывших военнослужащих.

Проблемы трудоустройства — особый вопрос социальной жизни, о котором не следует упоминать через запятую или в каком-либо подпункте. Несомненно, нужен единый, централизованный общественный орган, который систематизировал бы все вопросы, связанные с трудоустройством офицеров запаса. Он мог бы решать целый комплекс задач. В частности, организовать доступ к электронному банку данных о вакансиях на госслужбе во всех регионах и на всех уровнях. Наладить обмен информацией по кадровому резерву с местными органами власти. Заключать договора с организациями, заинтересованными в кадрах из числа отставников и т.д.

Надо учесть следующее. Военнослужащий, желающий освоить гражданскую специальность, должен пройти тестирование по выбранному профилю. Эту работу можно организовать на базе центров адаптации. Там же можно организовать сбор информации об увольняемых в запас, их предпочтениях. При этом центры переподготовки должны функционировать на базе престижных вузов региона по программам настоящего образования, а не методом ускоренной штамповки «как бы специалистов». Центры переподготовки могут заранее заключать договора с организациями, которые заинтересованы в кадрах из числа отставников. Направление военнослужащего в такую группу должно сопровождаться договором на переучивание, с обязательной стажировкой. По окончании курсов уволенный в запас офицер должен быть направлен на соответствующую должность (возможно, на конкурсной основе).

С организационной и методической точек зрения этот далеко не полный перечень задач могла бы решать специализированная, ориентированная исключительно на проблемы трудоустройства офицеров запаса общественная организация. Но совершенно ясно, что её создание невозможно без содействия Министерства обороны РФ. Вдобавок такая организация и работать должна в тесном контакте с Минобороны.

И здесь хочется сказать о главном. Сейчас МО РФ апробирует очень перспективный метод подготовки офицеров запаса на базе вузов. Идёт постепенный переход на контрактную армию. Офицеры, отслужившие в рядах ВС, получают квартиры и достойную пенсию. В этой связи, возможно, Минобороны по-крупному возьмётся решить ещё одну важнейшую, истинно государственную задачу — помочь влиться в активную жизнь тысячам офицеров запаса, полных сил и энергии, готовых верно служить Родине.

Конечно, все эти важнейшие аспекты взаимодействия общества и Вооружённых Сил нуждаются в широком обсуждении, глубоком анализе. Но одно бесспорно: проблема трудоустройства офицеров запаса сегодня достойна того, чтобы взяться за её решение, как говорится, всем миром.

Люди, посвятившие лучшие годы военной службе, сознательно принявшие на себя ряд ограничений в общегражданских правах, получают после увольнения в запас более слабые стартовые условия для налаживания гражданской жизни.

Использование военных кадров «на гражданке» достойно отдельной государственной программы. Госслужба страдает от нехватки квалифицированных специалистов. И почему бы не использовать офицерский потенциал?

Полковник запаса Игорь Евтушенко,
полковник в отставке Александр Филимонов,
подполковник в отставке Сергей Рыкалин

Проект реализуется при поддержке:
Финансовый партнер:
Партнеры:
HR-партнер:
Туристический партнер:
Купить автокресло Купить коляску