- Главная » Газета «50 ПЛЮС» » НЕБЛАГОРОДНОЕ ДЕЛО
НЕБЛАГОРОДНОЕ ДЕЛО
ВЫПУСК №47, ДЕКАБРЬ 2015
КАК СВЕСТИ К МИНИМУМУ РИСКОВАННЫЕ СИТУАЦИИ
Времена «благородных разбойников» то ли безвозвратно прошли, то ли вообще никогда и не наступали. Ежедневно в сводке новостей —сообщения о том, как жертвой преступников в очередной раз стали пожилые люди, порой абсолютно беспомощные. И можно уже не задаваться риторическими вопросами, есть ли у негодяев совесть (ответ — нет) и как их вообще «земля носит» (ответ — пока не посадят, носит и не морщится). Здесь нужна просто защита — жёсткая и надёжная, «чтоб неповадно было»...
На стадии обсуждения в Госдуме находятся поправки в Уголовный кодекс, авторы которых предлагают ужесточить ответственность за преступления против пожилых людей старше 65–70 лет. Но есть и меры личной безопасности, о которых, видимо, стоит периодически вспоминать и самим немолодым гражданам, и их близким. Как известно: предупреждён — значит вооружён.
Украли все деньги с банковской карточки… втёрлись старику в доверие, заставили подписать документы и выгнали из квартиры… пришли якобы «из собеса» и вынесли из квартиры всё ценное… позвонили от «медицинского центра» и всучили за бешеную цену абсолютно ненужный прибор или БАД… прикинулись родственником, «попавшим в беду», и тоже оставили без гроша…
Случаев масса. А ловушки, в которые попадаются жертвы, очень похожи. Преступники бьют именно в слабые места, которые есть у большинства немолодых людей вне зависимости от их здоровья, образования или жизненного опыта.
Попробуем перечислить «зоны риска», а также «подстелим соломку» — назовём эффективные способы не попадаться на удочку мошенников.
■ РИСК № 1. «Дело техники»
Излюбленный приём мошенников — воспользоваться тем, что среди пожилых людей практически нет Биллов Гейтсов и Стивов Джобсов. С компьютером и Интернетом старшее поколение, как правило, общается на «вы» или просто игнорирует «все эти ваши электронные штучки».
Это право человека, но каждый обязан как «Отче наш» затвердить правило — никому и никогда, ни по телефону, ни устно нельзя сообщать пароли и пин-коды от своих карточек, диктовать «циферки», пришедшие в эсэмэс на мобильник, и отвечать вопросы о личных данных, если собеседник не сидит прямо перед вами в банке.
Никто не должен вам «помогать» у банкомата и даже стоять за плечом — надо вежливо попросить доброхота отойти подальше, и не бойтесь «обидеть его подозрением». А в ответ на любой звонок «из банка» надо сразу звонить в свой банк. Причём не на номер, высветившийся на мобильнике, а по телефону, указанному на самой карточке. Естественно, и настройку телефона или отладку компьютера ни в коем случае нельзя доверять незнакомцам — это всё равно что дать первому встречному «ключ от квартиры, где деньги лежат».
■ РИСК № 2. «Он назовёт меня по имени»
«Марианна Ивановна/Михаил Александрович? Это вас из ДЕЗа/поликлиники/совета ветеранов беспокоят…» Такими словами начинается львиная доля «разводок» по домашнему телефону. Пожилому человеку, к которому вежливо обратились по имени-отчеству, невдомёк, что его личные данные есть не только в регистратуре поликлиники, совете ветеранов, но и в открытом доступе, в украденных базах данных.
В ходе разговора мошенник легко «добавит достоверности», вытянув у самого же человека какие-то детали. «Мне про ваши проблемы Оля сказала. — Какая Оля? Соседка с пятого этажа? — Да, соседка, привет ей передавайте…»
А дальше может быть всё что угодно — от визита на дом и продажи чудо-прибора от ревматизма до ограбления со взломом («напомните мне ваш адрес и домофон… вы завтра дома будете? Только вечером? Хорошо, мы зайдём после шести…»)
Правило здесь тоже простое и чёткое: никаких договоренностей по телефону с незнакомцами, которые позвонили сами и что-то настойчиво вам предлагают. Никаких незнакомых гостей, если хозяин или хозяйка дома в одиночестве, — кем бы визитёры ни представлялись. Если они назвались сотрудниками собеса или мастерами из ДЕЗа — обязательно следует позвонить туда и спросить, есть ли у них такие работники вообще и как они выглядят.
Очень нелишне записать и повесить на видном месте номер телефона участкового полицейского. Предупредите своих собеседников, что с минуты на минуту к вам нагрянут родственники — «вот только что позвонили с автобусной остановки...» Можно вскользь упомянуть в разговоре, что на входе в ваш подъезд наконец-то повесили видеокамеру: «Слава Богу, теперь сразу ясно, кто пришёл-ушёл» (даже если это пока лишь ваши мечты). Редкий мошенник мечтает стать «звездой экрана» с поличным.
■ РИСК № 3. «Я очень волнуюсь»
Масса криминальных схем основана на том, чтобы вывести человека из душевного равновесия. С пожилыми людьми нередко «работает» такой фокус, как звонок посреди ночи сдавленным голосом: «Мама, я в милиции, надо срочно заплатить, чтоб отпустили!», «вашему сыну нужна операция, переведите деньги…» и т.д. Есть и более циничные способы.
Несколько лет назад мошенники промышляли тем, что обзванивали недавних пациентов поликлиник, сообщали, что «анализы у них плохие, подозреваем рак» — и уговаривали на предоплату лечебных процедур и лекарств в «левых» медцентрах, покупку «полиса» и т.д. Сегодня шквал «страшных диагнозов» поутих, но помнить о таком спектакле в репертуаре мошенников всё же стоит.
Однако в такой стрессовой ситуации, как ни печально, что человеку ни советуй, он всё равно забудет про все предупреждения.
Помогает только одно-единственное правило: никогда не заключать договоры и не делать крупных покупок, не рассказав об этом взрослым детям или близким друзьям среднего, «активного» возраста, более опытным в житейских вопросах.
Лозунг можно написать на табличке в прихожей, как на скрижали: «Ты не один! Позвони нам!» И добавить фото для пущей убедительности. Метод простой — но он работает.
■ РИСК № 4. «Надо помочь»
Старшее поколение умеет сопереживать чужой боли, мгновенно откликается на просьбу о помощи. Увы, это тоже могут использовать нелучшим образом. Например, мнимые погорельцы, нищие и беременные, цыгане, проповедники, а также одетые в домашние кофты и тапочки женщины в чёрном: «Мы из соседнего подъезда, собираем деньги на похороны: скоропостижно умерла мать, трое бедняжек-сирот осталось…»
Не стоит сразу тянуться за кошельком: можно предложить «сходить с ними» в ту квартиру — «может, на месте чем-нибудь помогу». И проверить реакцию. В большинстве случаев вам никуда пойти не дадут, так как вся эта история — ложь чистой воды. Бизнесу попрошаек и воров «инновации» в области психологии не чужды, актёры они что надо.
■ РИСК № 5. «Никого не будет в доме»
Многие люди старшего возраста живут одни. Большинство из них вполне способны себя обслуживать, однако не застрахованы от визитов малоприятных персон. Ещё сложнее может быть тем, кто постоянно нуждается в услугах сиделки. И всё-таки наладить учёт и контроль можно даже на расстоянии (что живого общения, разумеется, не заменяет и не отменяет).
Камера скрытого наблюдения, подсоединенная к Интернету, заметно облегчает задачу. Хотя может сулить и неприятные открытия: например, запись, как зашедший в гости родственник шарит по ящикам, а сиделка опустошает холодильник и не реагирует на просьбы своего подопечного.
Впрочем, даже совет хранить в надёжном месте ксерокопии документов «домашнего персонала» многие доверчивые клиенты пропускают мимо ушей. Что уж говорить о технических средствах контроля…
■ РИСК № 6. «Позвони мне, позвони»
«Ваша карта заблокирована, позвоните на номер 322-22-32» — такие SMS-сообщения получал хоть раз в жизни каждый владелец мобильного телефона. Первая реакция — позвонить и узнать в чём дело.
Что происходит в этом случае? Позвонив по указанному номеру, вы гарантированно лишитесь денег, пусть и небольших, но сразу, в процессе разговора. Вы попадаете в некую фирму, которая скорее всего зарегистрирована как сервис-провайдер по оказанию платных телефонных консультаций населению, консультаций по финансовым вопросам и имеет на это все необходимые документы.
«Секрет фирмы» в том, что любой звонок на указанный номер платный, и деньги со счёта вашего телефона автоматически списываются в пользу этого консультанта: 100, 200, 300 рублей в зависимости от уровня наглости организаторов аферы. Почему наглости и почему аферы? Потому что им ничего не грозит — вы сами позвонили и спросили что-то про карту — и вам ответили, то есть услугу оказали. Налицо отъём денег у населения без конфликта с уголовным кодексом.
В данном случае молчание — золото. Звонить нельзя и ни в коем случае не писать SMS. Помните, банки не только не рассылают такие сообщения, но и предупреждают владельцев карт о таких мошенниках. Итак, понимающе улыбнитесь, удалите сообщение и порадуйтесь, что от вас аферисты денег не получили.
■ РИСК № 7. «Он как-нибудь сам»
Главная угроза финансовой, да и обычной безопасности немолодых людей — это, увы, равнодушие их близких. «Он всё делает сам», «мама у меня молодец, самостоятельная», «дедушка ни в чём не нуждается» — всё это отговорки слишком занятых детей, озабоченных собственными проблемами. Да, с пожилыми людьми не всегда легко, характеры у них далеко не сахар.
Но самый верный способ уберечь их от возможных бед — личное присутствие и личное участие молодых, энергичных и сильных близких людей, способных вовремя предотвратить перечисленные выше риски. Ничего лучше и надёжнее пока не придумано.
Екатерина Конькова
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Наталья Васильева, Заместитель Управляющего директора ПАО «Совкомбанк»
Ситуации, когда люди подвергались риску стать жертвами мошенников, никогда не были редкостью. В любой стране в любое время тому можно найти достаточно подтверждений. Причём чем более сложный экономический период переживает государство, тем плодороднее почва для всевозможных мошеннических схем.
Банкам как финансовым институтам тема сохранения финансовой безопасности была близка всегда. В этом отношении постоянно ведётся самая кропотливая работа. При этом стоит отметить, что ведётся она довольно успешно. Совершенствуются системы безопасности, растёт информированность граждан.
Сегодня уже мало кому из клиентов банков придёт в голову хранить карту и бумажку с записанным на ней пин-кодом от этой карты в одном месте.
Как правило, люди внимательно относятся к сохранности своих персональных данных, не доверяют незнакомцам. Банки, в свою очередь, оснащают помещения камерами, выводят на службу дополнительный персонал, способный грамотно проконсультировать о правилах безопасного использования банкоматов или кэш-инов, требуют от сотрудников соблюдения деловой этики, предусматривающей отказ в помощи введения пин-кода, организуют работу круглосуточных горячих линий для помощи клиентам в экстренных ситуациях. Поэтому можно со всей уверенностью заявить — в отделении банка с клиентом ничего дурного не случится.
Гораздо чаще опасность подстерегает, когда люди пытаются решить свои финансовые вопросы, не прибегая к посещению отделения банка, или, что часто бывает в случаях с должниками, — уйти от своих обязательств. К сожалению, существуют организации, промышляющие как раз обещаниями помощи в подобных ситуациях. Всевозможные «антиколлекторы» и «раздолжнители» вводят людей в заблуждение, говоря о возможности за определённую плату избавить их от долговых обязательств. Дальше всё происходит по стандартной схеме: «раздолжнитель», получив свою комиссию, скрывается, а его клиент остается наедине с существующей проблемой, но уже без денег.
Поэтому спешим предостеречь всех читателей: опасайтесь компаний, обещающих лёгкие решения. Единственным помощником в ситуации, связанной с кредитом, может быть только банк, его выдавший.
При затруднении с выплатами обязательно обратитесь в ближайшее отделение и узнайте о способах решения вашей проблемы.
-
Что стоит за кредитом с беспроцентной ставкой 28.01.2016
-
Разговор о банке и его самых ценных клиентах 20.01.2016
-
НАСЛЕДСТВО В БАНКЕ 24.09.2015
-
НЬЮАНСЫ ОБЩЕНИЯ С БАНКАМИ 13.08.2015
-
СПРАШИВАЛИ? СОВКОМБАНК ОТВЕЧАЕТ! 24.06.2015
-
10 ТЫСЯЧ ДО ЗАРПЛАТЫ 22.04.2015
-
РАВНОДУШИЕ ЗА НАШИ ДЕНЬГИ 22.04.2015
-
О ДЕНЬГАХ И СЧАСТЬЕ 11.03.2015
-
БАНКОВСКАЯ КАРТА: СТРАХИ И ПЛЮСЫ 09.07.2014