Быть в плюсе

22.04.2013

Зрелый возраст в Китае: проблемы и перспективы

Владимир Захаров, Советник Секретариата Шанхайской организации сотрудничества

Пожилая возрастная группа в рамках общей демографической ситуации в КНР

За последние 30 лет экономика в Китае росла в среднем на 10 процентов в год. Даже сегодня, на фоне европейского и мирового финансового кризиса, темпы ее роста сократились лишь до 7-8 %, что  не сопоставимо с ситуацией в других государствах. Из нищей аграрной страны Китай превратился во вторую экономику мира. Для 1,3 миллиарда человек решена продовольственная проблема. Значительно повысился уровень жизни (ВВП на душу населения составляет около 4 тыс. долларов, - выше, чем во всех центрально азиатских государствах СНГ, за исключением Казахстана). За годы реформ в китайскую экономику привлечено около 800 млрд. долларов США прямых иностранных инвестиций. Золотовалютные резервы превысили 3 трлн. долларов, и по этому показателю страна вышла на первое место в мире.

Принятый в конце 80-х годов курс на экономические реформы совпал по времени с реализацией установки на ограничение рождаемости в Китае (один ребенок в семье). Ускоренная урбанизация, улучшение материальных и социальных условий жизни, развитие образования и здравоохранения, повышение социальной роли женщин – все эти факторы затормозили стремительный рост численности населения.

Несмотря на то, что Китай имеет самое большое население, многочисленную рабочую силу, а экономика растет очень быстрыми темпами, уже на протяжении жизни следующего поколения страна окажется перед лицом трудных задач, связанных с финансовым обеспечением престарелых людей. Демографы считают, что рубеж в 1,5 млрд. человек в Китае будет достигнут в начале 30-х годов нынешнего века. Затем численность населения начнет сокращаться. За это придется заплатить соответствующую цену. Темпы старения населения увеличиваются. На конец 2011 г. в Китае насчитывалось 185 млн. пожилых людей. В период 2011-2015 гг. ожидается увеличение их численности примерно на 8 млн. человек в год, в 2015 г. она превысит 220 млн. человек, в 2023 г. -  возрастет до 270 млн., в 2050 г. –достигнет 480 млн., что составит около 30% от общей численности населения.

Государственные и частные механизмы социальной поддержки пожилых и пенсионеров

Проблемами зрелого возраста в Китае на государственном уровне занимается Всекитайский комитет по работе с пожилыми людьми при Госсовете, который проводит ежегодные конференции по обмену опытом и координации работы, связанной со старением. В китайском парламенте – Всекитайском собрании народных представителей (ВСНП) и Постоянном комитете Народного политического консультативного совета (НПКСК) - имеются соответствующие комиссии.

В КНР принята система централизованного мониторинга проблем пожилых людей, в том числе нормативно закреплена индексация пенсий.

Пенсионная система в Китае охватывает практически две трети городского населения и только незначительную часть крестьянства, которое сегодня составляет 600 млн. человек. Официально рабочие и служащие имеют право выхода на пенсию в возрасте 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.   

Изначально пенсии в КНР получали только чиновники и работники госкомпаний, но по мере реализации рыночных реформ пенсионная система охватила также городских жителей, работающих в частном секторе. В 2010 г. на пенсионные выплаты могли рассчитывать только 30% китайцев. Однако, столкнувшись с последствиями политики ограничения рождаемости, власти КНР форсировали введение пенсий и для жителей сельской местности.

Ставка пенсионных отчислений в государственный пенсионный фонд в Китае составляет 11% от заработной платы. Все отчисления за бюджетников делает государство, причем их пенсии привязаны к зарплате в госсекторе, которая растет быстрее инфляции. В частном секторе сотрудники направляют в пенсионные фонды 8% от зарплаты, еще 3% добавляет работодатель, а индексация ограничена уровнем роста цен. Системы начисления пенсий тоже для всех разные и зависят от того, живет человек в городе или сельской местности, работает на государство или на частную компанию.

Раньше пожилым крестьянам, достигшим пенсионного возраста, помогали народные коммуны, однако после ликвидации этого института функцию содержания престарелых родителей взяли на себя многочисленные дети и внуки. Это, по сути, пенсионная система, реализуемая на уровне отдельных семей – молодые содержат старшее поколение. В действующем на сегодняшний день Законе КНР о защите прав пожилых людей прямо указано, что именно семья должна заботиться о материальном положении пожилых людей, брать на себя ежедневный уход за ними и лечение. Однако треть престарелых родителей, которым за 60 лет, живет сегодня отдельно от своих детей, поскольку процесс миграции молодежи в города усиливается. В результате приходится констатировать рост пожилого населения на селе до 15 %  (на 4 % больше, чем десять лет назад).

Тревожным фактом по-прежнему остается резкий контраст в доходах между пожилым городским и сельским население. Например, для городских престарелых жителей доля пенсий в их доходах составляет 66 %, а для соответствующей группы сельского населения – всего  - 4,6 %.

В интересах престарелых крестьян государство ввело систему «пяти гарантий» - гарантированного обеспечения питанием, одеждой, жильем, гарантированных медицинского обслуживания и ритуальных услуг. Сегодня она объединяет около 10 млн. человек. Дополнительные пожизненные субсидии выплачиваются тем, кто выполнил требования Положения о плановом деторождении: одна семья – один мальчик или две девочки (3 млн. крестьян) или тем гражданам, у которых были реквизированы земли в процессе урбанизации (10 млн. человек). В настоящее время в 16 провинциях вводится система выдачи дополнительных пособий людям в возрасте старше 80 лет.

Прорабатываются новые схемы медицинского обслуживания сельских предприятий, в которых крестьяне участвуют на добровольных началах. Подобные схемы финансируются за счет индивидуальных платежей и государственных субсидий.

Как свидетельствует официальная статистика,  в Китае более 150 млн. городского населения охвачено страхованием по старости, при этом правительство планомерно наращивает их число. Кроме того, в городах работает система поддержки малоимущих слоев населения, предусматривающая материальную помощь семьям, доход которых «не дотягивает» до прожиточного минимума.  В 2010 г. ею воспользовались 30 млн. престарелых граждан.

Существует также система пособий по уходу за престарелыми, охватывающая 8 млн. китайских стариков. Она предполагает выплату вознаграждения людям, ухаживающим за своими пожилыми родственниками.

Ведется работа по оказанию медицинской помощи людям преклонного возраста и внедрению программ их реабилитации. В частности, не так давно прошли акции «Вернуть зрение старикам», в ходе которых были сделаны операции 6 млн. человек, страдающих катарактой. Бесплатно также раздавались протезы, слуховые аппараты…

Выход китайских госслужащих на пенсию строго регламентирован 60 годами, а для чиновников высшего уровня (ранг замминистра-министра и выше) этот возраст не должен превышать 65 лет. При выходе на пенсию госслужащий сохраняет до 90 % своего прежнего денежного содержания и весь социальный пакет, включая медицинское обслуживание.  В то же время для бывших работников предприятий пенсия составляет уже 45 % от получаемой ими ранее заработной платы.  

Медицинское обслуживание по китайским меркам остается очень дорогим, причем если горожане оплачивают 60 процентов общей стоимости медицинских услуг, то крестьяне — все 90 процентов. При этом уровень медицинского обслуживания в деревнях остается крайне низким.

Таким образом, в Китае пенсионная система находится в процессе глубокого реформирования, она не в полной мере обеспечена средствами и основана на текущих поступлениях. Сегодня государственная пенсионная система того или иного вида охватывает менее 25 % рабочей силы: 15 % работников являются частью базовой системы, еще 3 % относятся к системе пенсионного обеспечения гражданских служащих, и около 5 % работников охвачены неофициальной дискреционной системой, действующей в сельской местности.

Прогнозы не утешительны. Соотношение трудоспособного населения и пенсионеров к 2035 г. сократится до двух к одному.   В 2010 г. пенсионный дефицит в КНР был равен 2,6 трлн. долл., в 2013 г. он вырастет до 2,9 трлн. долл., а через 20 лет — до 10,9 трлн. долл. Таким образом, быстрое старение населения Китая становится проблемой уже не только для бюджета, но и для всей экономики.

По данным Организации экономического и социального развития (ОЭСР), на покрытие дефицита пенсионной системы КНР тратит 40% доходов бюджета, а сельские пенсии более чем на 60% формируются за счет государственный субсидий. Государственной пенсией в основном обеспечивается только городское население, но при этом пенсию получает только 61 % городских пенсионеров. Даже согласно принятой ныне новой схеме начисления пенсий, к 2020 г. сельские пенсионеры смогут получать не более 25 процентов от среднего дохода в городах.

 

Социально-культурно-правовое обеспечение пожилых людей

Государство увеличивает капиталовложения в строительство домов-интернатов для престарелых, утративших трудоспособность, лишившихся источников средств существования или не имеющих кормильца. В настоящее время насчитывается около 40 тыс. домов для престарелых, платных и бесплатных домов-интернатов, приютов  и других учреждений на 3,5  млн. мест, из них около 30 тысяч расположено в сельской местности.

В крупных и средних городах страны уже создано около 700 тыс.  многофункциональных центров досуга для пожилых людей. В ходе массовых народных празднеств фольклорные спектакли, выставки народного творчества проходят с преимущественным участием людей старше 60 лет. Центральное и провинциальные радио и телевидение создают специальные программы для пожилых людей. НА ЦТВ КНР успешно работает телеканал для данной категории населения. В стране выпускается более 50 газет и журналов, ориентированных на пожилое население, тираж которых составляет более 6 млн. экземпляров. Ежегодно выделяются целевые средства для проведения таких масштабных мероприятий, как Всекитайский фестиваль художественной самодеятельности пожилых людей, Всекитайский хоровой фестиваль и др. До сих пор в Пекине имеется около десяти певческих коллективов русской и советской песни.

Сегодня в Китае работают 26 тысяч высших и средних учебных заведений для пожилых с разными сроками обучения и учебными программами,  в которых  учатся 2.3 млн. человек.

В стране созданы 13 всекитайских общественных организаций престарелых лиц, включая Всекитайское общество пожилых профессоров, Всекитайское общество пожилых научно-технических работников, отделения которых есть во всей стране.

Расширяется нормативная база в интересах людей пожилого возраста. К ней относятся «Закон об обеспечении прав и интересов престарелых», «Общие положения гражданского права», «Закон о наследовании», «Закон о браке», «Положение об усилении работы по предоставлению льгот престарелым».

Каждый год 22 октября в стране отмечается традиционный праздник Чунъян (Праздник пожилых). Во многих провинциях учреждены также свои местные Дни престарелых. В ходе этих акций особый акцент делается на воспитание молодежи в духе уважения и почтения к старшим.

В 2012-2015 гг. планируется разработать программу создания системы социального обслуживания престарелых на будущие пять лет. По всей видимости, о ее основных параметрах будет объявлено на XVIII съезде КПК. Целью ее должен стать максимальный охват к 2015 г. населения пенсионной системой. В настоящее время вышедшие на пенсию работники предприятий получают в месяц в среднем 1500 юаня (около 240 долларов).

В последнее время появились высказывания официальных лиц о необходимости повысить пенсионный возраст, с учетом того, что продолжительность жизни выросла в среднем до 75 лет. Считается, что если поднять возраст выхода на пенсию до 65 лет для мужчин и до 60 для женщин,  ежегодный прирост пенсионеров уменьшится более чем в 2 раза – «всего» на 3 млн. чел. по сравнению с нынешними 8 млн. Поэтому  предлагается уже с 2016 г. начать поэтапно повышать  пенсионный возраст, чтобы к 2045 г. выйти на единый для всех рубеж 65 лет. Вместе с тем признается, что ситуация для повышения планки пенсионного возраста еще не созрела. Рассматриваются также варианты повышения темпов маркетизации пенсионных фондов в виде инвестиционного потенциала. Однако сегодня эти возможности ограничены по причине их централизованного управления. Ежегодная норма окупаемости инвестиций пенсионных фондов составляет лишь 2 %.

Все вышеизложенное говорит о том, что  реформа пенсионной системы явится одной из главных задач для нового руководства КНР. Это очень важная проблема для следующего поколения китайских лидеров. Надежная пенсионная система помогла бы решить Китаю и ряд экономических задач: если граждане будут уверены в безбедной старости,  они станут тратить на себя больше уже сейчас. Это будет способствовать переводу роста ВВП с инвестиций на потребление и в результате поддержит мировую экономику.

Правительство старается стимулировать людей к тому, чтобы дольше работать и не выходить на пенсию до наступления пенсионного возраста. Оно экспериментирует с финансированием частных пенсионных фондов. Но рынки капитала в Китае еще не вполне к этому готовы, поэтому правительство придерживается поэтапного подхода. Снять с себя тяжелый груз пенсионного обеспечения ему не позволяет роль регулятора социальных процессов в стране.

Очевидно, что пенсионная система в Китае не имеет целостного характера и является важнейшим социальным критерием политического и экономического движения вперед. Ее дальнейшее реформирование может оказать как стимулирующее, так и негативное влияние на внутриполитическую и экономическую ситуацию в стране.

Государственно-частное партнерство в обеспечении потребительских интересов  людей зрелого возраста. Китайский опыт.

Государство, формируя основную политическую линию и принимая соответствующие нормативные акты, создает благоприятный социальный климат в интересах зрелого возраста. Используя рыночный механизм, оно помогает предприятиям и непроизводственным структурам в освоении ассортимента продукции для пожилых и престарелых и оказании им широкого спектра услуг. При этом коммерческий сектор в промышленности и торговле получает существенные льготы как на рекламу производимых товаров, так и на размещение их на различных коммерческих площадках. Например, в крупнейших китайских городах регулярно организуются специальные ярмарки-продажи для пенсионеров и людей пожилого возраста, при этом коммерсанты получают бесплатно или со значительными скидками торговые площади на весь период их работы. Такие акции призваны решить несколько задач: они созвучны государственной линии на обеспечение потребностей пожилого населения, способствуют координации работы малого и среднего бизнеса, предоставляют населению широкий спектр товаров и услуг для людей этой возрастной категории.

Широкую практику нашло применение рекламных методов пропаганды товаров для пожилых. Развивается система современного маркетинга. Необходимые товары можно не только найти, заказать и оформить доставку в обычной аптеке, но и воспользоваться интернетом для их приобретения.

Китайский бизнес внимательно следит за развитием социально-экономической ситуации, чутко реагируя на изменяющиеся запросы и потребности старшего поколения. Одновременно изучается и зарубежный рынок, новые тенденции в пенсионном законодательстве других стран, особенно в части повышения покупательной способности этой категории населения.

Говоря о перспективах зрелого возраста в Китае, следует исходить из существующих резервов и гарантий. Для Китая исключительно важно сохранить высокие темпы развития экономики, благодаря которым до сих пор выигрывали все слои китайского общества. Не менее важно соблюдение рационального баланса между использованием накопленного государством суммарного потенциала, в том числе огромного объема золотовалютных запасов (более 3 триллионов долларов) в интересах всего китайского населения, и действенными шагами по проведению многокомпонентной пенсионной реформы.

В заключение хочу обратить внимание на необходимость изучения и распространения полезного иностранного опыта и установления тесных связей с соответствующими зарубежными партнерскими организациями, развития полезных инициатив, в том числе в рамках Шанхайской организации сотрудничества.

Генеральные партнеры:
Финансовый партнер:
Партнеры: