Быть в плюсе

17.04.2013

Врачи становятся всё ближе

Чем старше человек – тем больше его волнуют вопросы медицинского обслуживания и вообще все, что связано со здоровьем. Записаться к врачу до сих пор для большинства россиян зрелого возраста было настоящей проблемой, особенно если речь шла об «узких» специалистах. Но сейчас эта проблема, похоже, почти решена.

Что такое ЕМИАС

Совсем недавно в Москве состоялась официальная презентация проекта государственной Единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС). На самом деле система работает уже год, и можно подвести первые итоги.  Оснащены компьютерным оборудованием 99,9% городских государственных учреждений здравоохранения, внедрена дистанционная запись к врачам посредством множества удобных сервисов, включая запись через мобильные приложения и Интернет, в поликлиниках и женских консультациях установлены инфоматы (специальные терминалы для записи к врачу минуя регистратуру). На сегодняшний день уже каждый второй врач, место работы которого оборудовано компьютером, подключенным к ЕМИАС, пользуется системой в ежедневной работе, а каждый шестой москвич воспользовался сервисами ЕМИАС для записи к врачу.

В 2012 году в столице 14 процентов всех записей к врачу совершено дистанционно. Почти 3 с половиной миллиона москвичей сэкономили в среднем по 6 часов ожидания в очереди. Процесс набирает скорость. Только в марте этого года услугами удаленной записи воспользовались 3 387 501 человек – 34 процента от всего прикрепленного к поликлиникам населения города. Реальные цифры статистики говорят о том, что план по ликвидации очередей в городских поликлиниках – вполне реальная задача, и власти считают, что она будет выполнена до начала следующего года. Но очереди – только одна из решаемых задач. Не менее важно сформировать с помощью новых технологий принципиально новую схему взаимоотношений между врачами и пациентами.

 

Единственный инструмент, который нужен пользователю, для того чтобы войти в ЕМИАС, - это обычный интернет-браузер, используемый для просмотра сайтов. Пациенты уже сегодня могут воспользоваться электронной регистратурой,  врачи в скором будущем  перейдут на электронные карты, а в дальнейшем планируется перевести в регистратуру весь формальный процесс, связанный с выпиской рецептов. Но в том-то и беда, что не все пациенты (особенно старшего возраста), и даже далеко не весь медперсонал владеют компьютером. Кроме того, многие  врачи в поликлиниках  никогда не пользовались вычислительной техникой в быту и не обладают знаниями о том, как на ней следует работать. Поэтому в этом году 10 тыс. медицинских работников пройдут ускоренное обучение слепому методу печати на клавиатуре десятью пальцами. Что касается пациентов, то им тоже необходимо обучиться хотя бы элементарной компьютерной грамотности, тем более что сейчас это совсем не проблема – такие курсы есть при каждом ЦСО.

Еще одна хорошая новость - с января этого года поликлиники Москвы перешли на систему «подушевого» финансирования из Фонда обязательного медицинского страхования. Раз в год у пациента появилось право на своеобразный "Юрьев день" - возможность написать заявление и уйти из своей нынешней поликлиники в другую (не обязательно городского подчинения, но заключившую соглашение с московским городским отделением Фонда ОМС). Деньги фонда пойдут за пациентом в ту поликлинику, в которой он пожелает обслуживаться. Единственное, чего лишится человек, перейдя из поликлиники по месту проживания в другую, - это возможности вызвать на дом участкового терапевта.

                   Москвичи смогут записаться к врачу через «Яндекс» , Rambler и даже  банковские терминалы

Внедрение IT-технологий в отечественном здравоохранении – один из ключевых моментов модернизации этой отрасли. В Европе уже наработан немалый опыт в разработке и внедрении информационных систем. К примеру, во Франции принято пять законодательных актов, регламентирующих телеконсультации, телеэкспертизу, теленаблюдение, телеассистирование и предоставление медицинской информации в рамках медицинского регламента. Данные технологии могут применяться при лечении хронических заболеваний и медицинском уходе за пожилыми людьми на дому. Актуальна телемедицина и в регионах, имеющих изолированное географическое положение, поскольку упростит доступ к специализированному медицинскому обслуживанию и сократит расходы на возможную госпитализацию. Что касается имиджа телемедицины, то 74% французов поддерживают эти технологии, при этом 23% о них вообще ничего не слышали.

У нас развитие телемедицины  – в отдаленной перспективе. Но система ЕМИАС работает уже сейчас, обеспечивая автоматизированную запись на прием к врачу с использованием различных каналов - таких как информационные киоски, универсальная электронная карта пациента, портал государственных услуг, общегородской центр обработки телефонных обращений, мобильные приложения. Руководитель столичного Департамента здравоохранения Леонид Печатников отметил, что система также позволяет лечащему врачу при необходимости направить пациента в другое учреждение на консультацию к специалисту узкого профиля, на функциональную диагностику, окружные консультационно-диагностические центры, а также на госпитализацию в стационар. Если раньше каждая из таких процедур предполагала оформление большого объема документов, была затянутой по времени, то сейчас на это уйдут буквально минуты, причем без всякой «писанины». Вообще в Москве проблема «узких» специалистов стоит довольно остро: в  поликлиниках их не хватает, а в больницах - избыток. Поэтому задача реформы здравоохранения - перевести узких специалистов из больниц в поликлиники. Процесс небыстрый, но постепенно это произойдет.

В скором времени  система электронной записи в поликлиники расширится еще больше. К  ней подключат платежные терминалы «Сбербанка», а также возможность записаться к врачу появится на сайтах крупнейших интернет-поисковиков «Яндекс», Google, Mail и Rambler. Столичный департамент информационных технологий (ДИТ) обратился к этим четырем крупнейшим компаниям с предложением продублировать на популярных порталах систему электронной записи в московские поликлиники.

Интерфейс записи у каждого ресурса будет оригинальным, формат сервисов интернет-компании будут определять самостоятельно.  Они могут реализовать их с помощью мобильных приложений или же внедрить на каком-либо тематическом продукте, например, в разделе «Здоровье».  Специалисты убеждены, что лидирующие на рынке интернет-компании смогут сделать сервисы записи к врачу более красивыми и функциональными.

 — Мы заинтересованы в том, чтобы с применением тех данных, которые откроют власти, делать сервисы, которые облегчают жизнь людей, — рассказали в «Яндексе».

                                               Только цифры

Предполагается, что в течение нынешнего года электронной записью к врачу будут охвачены все поликлиники города. К Системе управления потоками пациентов будет подключено порядка 20 тысяч кабинетов, в которых амбулаторный прием осуществляют около 45 тысяч врачей. Всего же программа информатизации охватывает все 778 медицинских учреждений Москвы, в том числе 547 поликлиник. На эти цели из городского бюджета направлено 5,6 миллиарда рублей. Итогом такой работы должно стать создание Единой медицинской информационно-аналитической системы Москвы. Подобной структуры нет пока ни в России, ни в другой стране мира.

                            Ирина Орловская

Стратегический Партнер
Генеральные партнеры:
Финансовый партнер:
Партнеры: